Самое важное о письменной речи Я уже не раз упоминала, что изучаю американскую методику преподавания словесности, и уже написала две статьи по книге "Искусство обучения чтению" (https://vk.com/ourhomeedu?w=wall-116958555_19895 и https://vk.com/ourhomeedu?w=wall-116958555_20619). Недавно я получила еще и книгу "Искусство обучения письменной речи" и теперь читаю их обе параллельно (дети растут, книги огромные, хочу использовать полезные советы сразу, а то переведу книги, когда дети вырастут - и что?). Вторая книга тоже не разочаровала, тоже наполнила сердце радостью - как мне близко все, что пишется! И с самых первых страниц автор показывает самую-самую суть письма, а потом уже раскрывает детали. И прочитав эту самую суть, согласившись с нею, начинаешь понимать, почему же мы в нашем детстве, почему дети наши так ненавидели сочинения в школе, почему это все настолько неправильно и противно человеческой природе сделано. И как же я рада была увидеть, что интуитивно (о, есть ли что ценнее материнской интуиции для СО) сделала многое правильно. И как радостно менять интуитивное понимание на осознанный подход, который теперь так легко облечь в слова. Итак, сегодня я хочу поделиться этой сутью. И мы все уже сможем думать, как работать с нашими детьми в плане развития их письменной речи и как мы можем помочь в этом друг другу. 1) Что должно быть движущим мотивом письма, и какие темы для детского письма должны быть выбраны? Автор методики утверждает, что единственным мотивом писать должно быть внутреннее желание, а не внешний стимул. Я была потрясена, читая ее размышления. Дело в том, что мне в руки попало новое издание ее книги. Было и предыдущее. В том, первом, автор привела множество идей и приемов, начиная от мозгового штурма, когда выбирается тема и далее тысяча и одна находка для письма. Но потом она пересмотрела парадигму письма полностью и написала новое издание, объявив свой первоначальный подход ошибочным и недееспособным. Она прошла по конкретным примерам и показала, какими разрушительными были ее попытки работать с детьми, и почему. Например, она принесла в школу осиное гнездо. Рассказала о нем, дала детям потрогать, посмотреть, понюхать, потом попросила написать о нем. Что тут может быть плохого? Оказывается, то, что она лишила детей возможности заглянуть внутрь своей собственной жизни, своих сокровищ, того, что наполняет тебя сейчас, что занимает, о чем ты сам хочешь поведать миру. Это как будто у тебя нет собственных "осиных гнезд". Всегда внешнее, всегда искусственное, всегда предложенное учителем. А попытки сделать это феерически интересным - вечные танцы с бубнами вокруг детских творческих работ. Автор пишет, что мы сами не любили в детстве школьные сочинения. И мы ожидаем от наших детей того же. И с этим посылом начинаем к ним приступать. Многие письменные работы проходят с давлением на детей, уговорами, умасливанием и подкупами. Автору приходилось иногда извиняющимся тоном просить детей 5 минут пописать в тетрадях для развития речи, обещая, что это именно 5 минут, ошибки проверяться не будут, а написанные тексты никому не покажут. Она говорит. что такой подход колоссально обкрадывает детей, не говоря уже о том, что дети отлично считывают тон: "Нас просят сделать что-то неприятное для нас, но это неизбежная рутина". Если посмотреть на мир вокруг. Люди ПИШУТ. Кто-то в соцсетях, кто-то в блогах, кто-то книги, кто-то смс или твиттер. Наши предшественники оставили нам огромное количество дневников и писем. Люди выражают себя через тексты, гении и злодеи - все. Я посмотрела на моих детей, трое из пяти ведут дневники, все пятеро вели переписку (почтовую), две ведут и сейчас и весьма активно. Так почему бы не использовать для развития письменной речи и не преподавать детям тысячу и один прием, важный для хорошего текста, на тех темах, которые будут им близки и важны, а не на тех ущербных и далеких от них темах школьной программы? Понятно, что для аттестаций и экзаменов придется все это писать, но даже для этих работ есть возможность сделать их гораздо более привлекательными для детей. Я была рада увидеть, что интуитивно использовала эту возможность. Вот она: 2) Детские работы должны иметь своих читателей! Это вторая по степень значимости ключевая мысль о детских сочинениях. Давайте вспомним школьные годы. Написали мы сочинение, сдали. Единственный читатель этого сочинения - учительница. Единственный отзыв - ее пометки красной ручкой и двойная оценка через наклонную черточку. Сочинение проверено, оценка выставлена, сочинение выкинуто. Кому ты писал? Да, практически, никому. Зачем? Потому что положено по планированию. Если сочинение очень понравится учительнице, она его может зачитать перед классом. Автор может при этом мечтать куда-то провалиться, реакция одноклассников может быть совсем не той, которая автора порадует. А теперь представим, что ребенок пишет письмо живому человеку. Как он рад, глаза горят! Как приятно ему в ответном письме получить отклик на то, что писал: ответы на вопросы, похвалу, искренний интерес к тому, о чем он рассказал, дополнительные вопросы об этом. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ, читатель - вот оно! Это очень похоже на то, о чем я писала в статье по книге о чтении "О разговорах с детьми" (https://vk.com/ourhomeedu?w=wall-116958555_19895), что детям нужна обратная связь на сказанное, а не переход к следующему ученику. Не менее важна обратная связь на написанное. Кто-то должен проявить интерес к мыслям ребенка, кто-то должен отметить "как интересно ты подметил, а я сам и не заметил", задать вопрос "вот ты выразил такое мнение, очень интересно, а почему ты так считаешь?". Мы видим, как дети, ненавидящие эти сиротливые никому не нужные сочинения, страстно пишут в чатах - ведь там их читают, им отвечают. Они пишут сейчас гораздо охотнее, чем звонят. Дети могут писать в чатах друг другу, даже находясь друг с другом в одной и той же комнате. Об этих их предпочтениях остроумно написано в книге "Время всегда хорошее" Жвалевского, Пастернак, когда учительница вызвала девочку к доске и попросила ее мысленно написать ответ в чате, а потом считать его вслух с мысленного экрана. И только так девочка смогла что-то произнести. У нас весьма и весьма пишущее поколение растет. Только это их письмо никем не возглавлено, не контролируется, не развивает их так, как если бы взрослые пришли в эту сферу. Как написать больше 2-3 строчек? Как написать интересно и грамотно? Как аргументировать свое мнение? В результате, там, где дети хотят и любят писать, где у них есть заинтересованные читатели и обратная связь, они брошены взрослыми, а опекают их там, где ни дети, ни обучающие взрослые не получают никакой радости от процесса письма и чтения написанного. Где забыта суть: писать надо о лично значимом, и написанное должно иметь читателя. Видите теперь, в чем была ошибка автора методики, когда она на заре преподавания обещала детям, что никто их текстов не увидит? Думая, что это аргумент за, она давала им мощный аргумент против. Какие же мои интуитивные находки были именно в школьных сочинениях, от которых никуда не деться? а) Мы писали друг для друга и устраивали семейные чтения с обсуждением. Например, сочинение "Как я провел лето" у нас было под названием "Рассказ о трех самых ярких днях этого лета". Все дети, каждый в своем классе и на своем уровне, писали эти работы, а потом мы сошлись на семейную посиделку, прочитали эти сочинения и обсудили их. Заодно прожили эти дни снова, вспоминая радости, которые были нам подарены в то лето. Все сочинения были сюрпризом для других, дети отметили разные события, это было так интересно! Аналогично можно писать сочинения, чтобы хотя бы прочитать папе. б) Если сочинение писал один ребенок со мной, то мы могли писать каждый свое, сидя рядышком, а потом прочитать друг другу, что получилось. Ребенок писал уже не для меня - учительницы, а для меня - сотрудника в этой работе, старался, как мог, чтобы хоть как-то сравняться со взрослым маминым текстом, предвкушал поочередное чтение. Ну и то, что я сижу и пишу на ту же тему, пусть и навязанную нам программой, примиряло его с этим. Был и положительный опыт в школе. Самое первое Наташино сочинение, сданное ей в средней школе, в начале 5 класса, так понравилось учительнице, что она отнесла его в школьную внутреннюю газету для печати. Конечно, крылышки вырастают от такого. А нешкольное? Я писала уже тут, что моя Кристина пишет много лет детские книги. С того самого возраста, как научилась писать печатными буквами. Пишет не только она, но все те трое, которые и личные дневники ведут. И все с нежного возраста 4-5 лет. Так вот, писала Кристина в стол, а я и предложила завести группу и выкладывать главы книги для реальных читателей. И, находясь по эту сторону экрана, я вижу, КАК она рада, пусть редким, но комментариям под главами "ждем продолжения" или "как интересно, что же там дальше". А какое счастье было, когда она узнала, что одна маленькая девочка иллюстрирует ее книгу, которую ее мама распечатала и сшила в блок. Однажды она получила посылку с книгами в подарок, которую ей прислала мама ее юных читателей - счастлива до сих пор и читает книгу за книгой. Прямо первый гонорар))). Это я считаю совершенно случайной, но одной из наиболее удачных моих материнских находок по обеспечению ребенку обратной связи и ощущению, что ты пишешь не в пустоту, а живым людям. Читая американскую книгу, я с сокрушенным сердцем вспомнила, как младшая, девятилетняя, снова и снова спрашивала меня, прочла ли я новую главу ЕЕ книги, которую она мне переслала еще три дня назад. А я ответила, что не успела. Ребенок так хотел увидеть смысл в своем творчестве, и смысл этот - читатель. Вот чем лучше осознанность против интуиции. Интуитивно будешь попадать через раз. Осознанно - отложишь дела и прочтешь написанное ребенком, поблагодаришь, отметишь все интересное. И добавишь огонька в эти ожидающие глаза. Люди, пишущие в интернете, радуются лайкам, репостам, комментариям. Это все та же самая потребность, которая есть у наших детей. И мы можем пересмотреть наш подход. И да, помочь друг другу. Пишут наши дети рецензии в марафон (https://vk.com/public149337253)? Давайте их лайкать, давайте отвечать чужим детям, благодарить их за наводку о книге, о высказанном мнении, задавать им иногда вопросы. Покажем - ты не зря писал, нам интересна твоя рецензия, пиши еще, мы читаем, ждем. Давно в воздухе витала идея странички, где дети могли бы выкладывать свои работы, обретать читателей, видеть реакцию на написанное. Но если и не страничка, то можно объединяться с друзьями и знакомыми, обмениваясь работами детей, да и вообще подумать на эту тему. Главное, поставить задачу - найти детям читателей и тем самым дать смысл их письменному творчеству!